Нравственность учащихся как педагогическая проблема
«Кто
успевает в науках, но отстает в добрых нравах,
тот больше
отстает, чем успевает»
(Древнеримский
философ Сенека)
Термин нравственность берёт своё начало
от слова нравы. По-латыни нравы звучат как «морас» – мораль. Нравы – это те
эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих
поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение
нравственности: «Нравственность – это внутренние, духовные
качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами» [5, с.423]. С другой стороны,
нравственность – это один из важнейших факторов общественного развития.
По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной
воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет
ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в
котором индивид существует.
Проблема
нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в
современных условиях она приобретает особое значение. Сейчас наше общество
переживает переломный момент, связанный с разрушением прежних идеалов, со
сменой приоритетных ценностей, с увеличением социальных различий, с углубляющимися
противоречиями между поколениями.
Поэтому в наши дни
образование и воспитание в школе являются двумя равноправными гранями
педагогического процесса. Более того, настало время, когда необходим приоритет
нравственного развития над интеллектуальным, что предполагает переориентацию
целей школы с обучения на воспитание. Это обусловлено, как указывалось выше,
сложной ситуацией во всех сферах социальной жизни в России, а особенно в сфере
нравственности и морали подрастающего поколения.
Следовательно, актуальность
проблемы воспитания нравственных поступков школьников в ситуациях выбора
является требованием самого времени:
Во-первых, наше
общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей,
обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в
современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший
интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих,
вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют
школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают
представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка
для окружающих людей.
Возрастные
особенности формирования нравственного сознания на различных возрастных этапах
воспитания детей различно и поэтому должно строиться с учетом этих
особенностей, что позволяет максимально ускорить процесс развития детей в
нравственном направлении.
В условиях
современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и
усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает
роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена
научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы.
Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим
определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических
действий.
Рассматривая систему
нравственного воспитания, можно выделить несколько направлений:
Во-первых, осуществление
согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в
решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий
всех учащихся.
Во-вторых, использование
приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой
нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние
воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему
нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития
тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Более того, процесс
воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности,
исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно
при ее деятельном участии в деятельности.
В результате
регламентированного характера процесса, обязательного систематического
выполнения учебных поручений у школьника складываются нравственные знания,
характерные для учебной деятельности, нравственные отношения.
Специфической
особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он
длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным
признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое
построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и
заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все
усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных
особенностей учащихся.
Процесс
нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в
него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
При этом нам,
педагогам, нужно помнить, что на нравственное формирование личности оказывают
воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль
в этом процессе играют педагогические воздействия.
Известно, что
формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. Нравственность
человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек,
связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки
весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной
воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований
в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.
Если для детей
младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных
проблем являются значимые взрослые — учителя и родители, если подростки, кроме
того, ищут их решения в кругу сверстников, то юноши и девушки в поисках
правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми
обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные,
многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная,
художественная и публицистическая литература, произведения искусства, печать,
телевидение и т.п.
В заключении хотелось бы подчеркнуть,
что эффективное формирование нравственности школьников зависит от
следующих условий:
-выбора содержания
нравственного воспитания;
-организации деятельности
школьников, направленной на формирование нравственных качеств;
- активного участия
педагога в самовоспитании школьника.
При этом нравственное
воспитание должно пронизывать весь процесс учебно-воспитательной работы.
Более того, для
эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся
в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую,
в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с
другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности
у учащихся формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки
поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или
иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической
деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно
формировать нравственные отношения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий