воскресенье, 20 октября 2013 г.

Тема 1. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ, УЧЕБНЫМИ И НАУЧНЫМИ ИЗДАНИЯМИ. Статья "Нравственность учащихся как педагогическая проблема"

Нравственность учащихся как педагогическая проблема
«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,
тот больше отстает, чем успевает»
(Древнеримский философ Сенека)
        Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как «морас» – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [5, с.423]. С другой стороны,  нравственность – это один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.
  Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Сейчас наше общество переживает переломный момент, связанный с разрушением прежних идеалов, со сменой приоритетных ценностей, с увеличением социальных различий, с углубляющимися противоречиями между поколениями. 
 Поэтому в наши дни образование и воспитание в школе являются двумя равноправными гранями педагогического процесса. Более того, настало время, когда необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным, что предполагает переориентацию целей школы с обучения на воспитание. Это обусловлено, как указывалось выше, сложной ситуацией во всех сферах социальной жизни в России, а особенно в сфере нравственности и морали подрастающего поколения.
 Следовательно, актуальность проблемы воспитания нравственных поступков школьников в ситуациях выбора является требованием самого времени:
 Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
 Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
 В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
 Возрастные особенности формирования нравственного сознания на различных возрастных этапах воспитания детей различно и поэтому должно строиться с учетом этих особенностей, что позволяет максимально ускорить процесс развития детей в нравственном направлении.
  В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Рассматривая систему нравственного воспитания, можно выделить несколько направлений:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
 Более того, процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
 В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения.
  Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
  Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
  Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
  При этом нам, педагогам, нужно помнить, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические воздействия.
  Известно, что формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.
  Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются значимые взрослые — учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения в кругу сверстников, то юноши и девушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная и публицистическая литература, произведения искусства, печать, телевидение и т.п.
     В заключении хотелось бы подчеркнуть,  что эффективное  формирование нравственности школьников зависит от следующих условий:
-выбора содержания нравственного воспитания;
-организации деятельности школьников, направленной на формирование нравственных качеств;
- активного участия педагога в самовоспитании школьника.
При этом нравственное воспитание должно пронизывать весь процесс учебно-воспитательной работы.

Более того, для эффективного формирования нравственной культуры  необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности  у учащихся формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий