понедельник, 21 октября 2013 г.

Тема 1. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ, УЧЕБНЫМИ И НАУЧНЫМИ ИЗДАНИЯМИ.1.3. Реферат

Балтийский федеральный  университет им. И.Канта
Высшая школа педагогики





Реферат

Тема Сетевой учитель и дистанционное обучение



 Исполнитель Лобова Елизавета Андреевна



                            

























Калининград 2013 г.
План
1.     Введение
2.     Понятие Сетевой преподаватель
3.     Задачи Сетевого учителя
4.     Дистанционное обучение
5.     Формы организации дистанционных занятии
6.     Организация учебной деятельности учащихся в системе дистанционного обучения
7.     Вывод




































Введение

Дистанционное обучение. Дистанционные образовательные технологии. Эти реалии становятся неотъемлемыми спутниками учебной деятельности. Поэтому такая сравнительно новая педагогическая специальность, как «сетевой преподаватель», приобретает все большую значимость.








































Понятие сетевой преподаватель
Освоение учителями этой новой профессии в основном происходит эмпирическим путем, который определяется сугубо индивидуально и строится на основе субъективных взглядов и подходов к организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения.
Специфика деятельности сетевого педагога в системе общего образования определяется прежде всего тем, что он, как и учитель обычной школы, имеет дело с личностью учащегося, которая находится на этапе становления как в социальном, так и в профессиональном смысле. Дело в том, что молодой человек 15–16-ти лет еще не сделал окончательный выбор своего дальнейшего профессионального пути, не освоил средства и способы эффективного функционирования ни в информационном пространстве, ни в информационном обществе, он только учится самостоятельно ставить цели и выстраивать свою образовательную стратегию.
Существенным фактором, определяющим необходимость использования специфических подходов в педагогической деятельности сетевого преподавателя, является и необходимость построения образовательного процесса сообразно индивидуальным психофизиологическим характеристикам учащегося с учетом особенностей дистанционного обучения.
Сетевой преподаватель является одной из ключевых фигур, обеспечивающих эффективность дистанционного образовательного процесса, в зоне ответственности которого, в том числе, находится решение педагогической задачи социализации личности учащегося. Однако в условиях дистанционного обучения эта проблема решается с помощью иных, чем в традиционной системе, педагогических средств и способов.
Целью педагогической деятельности сетевого учителя является создание оптимальных условий для развития у учащихся коммуникативной, деловой и социальной компетенций, определяющих конкурентоспособность профессионала на рынке труда и успешную самореализацию современного человека в различных областях деятельности.









Задачи сетевого учителя

Основные задачи деятельности сетевого учителя следующие:
·         создание условий для освоения учащимся новой информационно-образовательной среды;
·         обеспечение методического сопровождения учащихся в освоении ими учебных материалов, представленных в виде сетевых учебных курсов;
·         формирование и развитие у учащихся критического и творческого мышления, а также общеучебных навыков и способов учебной деятельности, необходимых для эффективного функционирования в информационно-образовательной среде;
·         развитие у учащихся устойчивой мотивации познавательной деятельности и потребности самообразования;
·         формирование и развитие у учащихся навыков использования современных информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процесса обучения.
Ключевыми средствами педагогической деятельности сетевого учителя, обеспечивающими эффективность учебного процесса, являются:
·         индивидуализация педагогических воздействий в соответствии с психологическими, возрастными и личностными особенностями ученика;
·         систематическое интерактивное коммуникационное взаимодействие со всеми участниками дистанционного учебного
К основным квалификационным характеристикам сетевого учителя можно отнести владение знаниями в области:
·         современных личностно ориентированных форм и методов обучения;
·         современных методик и дидактических приемов дистанционного обучения;
·         педагогической психологии, необходимой для реализации индивидуально ориентированного подхода в условиях дистанционного обучения;
·         разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий, использующихся в процессе дистанционного обучения;
·         управления учебным процессом в условиях дистанционного обучения;
·         проведения мониторинга учебного процесса учащихся, оценки его эффективности.



 Дистанционное обучение
Дистанционное обучение  — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
·                    среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
·                    методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
Дистанционное обучение позволяет:
·                    снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей );
·                    проводить обучение большого количества человек;
·                    повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек;
·                    создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования . Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме on-line и в режиме off-line. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:
·                    Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
·                    Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания;
·                    Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.











































Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.
Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.







































Организация учебной деятельности учащихся в системе дистанционного обучения
Организация учебной деятельности учащихся в системе дистанционного обучения требует от сетевого преподавателя выстраивания учебного процесса в специализированной информационно-образовательной среде, обладающей рядом фундаментальных особенностей и отличий от традиционной системы очного обучения. Наиболее значимыми из них являются:
·         индивидуально организованный учебный процесс в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями учащихся;
·         опосредованное интерактивное общение всех участников образовательного процесса;
·         реализация дифференциации содержания и процесса обучения в зависимости от способностей и познавательных потребностей обучаемых; отсутствие жесткого регламента учебных занятий;
·         психологический комфорт;
·         значительная доля самостоятельных занятий учащегося.

























Вывод

В заключении хочу отметить, что средства педагогической деятельности сетевого преподавателя в значительной степени отличаются от способов деятельности учителя, ведущего преподавание в очном режиме. Любое внедрение — это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования — сложно вдвойне так как надо: морально подготовить профессорско-преподавательский состав к внедрению новых технологий ; обучить представителей, не владеющим компьютерной грамотностью новым информационным технологиям; приобрести систему дистанционного обучения и решить задачу приобретения или разработки электронных курсов, по которым будет проходить обучение. Поэтому и функциональные обязанности сетевого преподавателя системы среднего образования коренным образом отличаются от функциональных обязанностей педагога очного образования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий